Главная страница Чувашия: этническая история Чуваши

Чувашская сеть культурного наследия
Архивы Чувашии, ГУ
Архивная служба Чувашии
Библиотеки Чувашии
Публичные библиотеки Чувашии
Дворцы культуры Чувашии
Перечень ДК Чувашии
Музеи Чувашии
Музеи Чувашии
Театры
Перечень театров Чувашии
Театры
Театры
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Театры
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики
Знаменательные и памятные даты Чувашии

Чуваши

ЧУВАШИ, чaваш (самоназв.) – народ в Российской Федерации, титульная нация Чувашской Республики. Живут также в ряде республик и областей Урало-Поволжья – Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской областях. Значительные группы чувашей расселены в Сибири – Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т.д. (см. табл.). Проживают в государствах СНГ и Прибалтики.  В Российской Федерации живут 1637,1 тыс., в т.ч. в Чувашской Республике 889,3 тыс. человек. (см. Расселение чувашей)

24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область, с 1925 г. – автономная республика. С 1990 г. – Чувашской ССР, с 1992 г. – Чувашская Республика.

Имеются различные гипотезы происхождения чувашей, которые сводятся к следующим концепциям:

1) чувашский этнос сформировался на базе не принявшего ислам земледельческого болгарского населения, расселившегося на правобережье Волги в Присвияжье, Прицивилье, Прианишье и на левобережье в Приказанье и Заказанье, частично ассимилировавшего финно-угров на севере Чувашии. Сторонники теории болгарского происхождения чувашей многочисленны (Н. И. Ашмарин, В. Н. Татищев, А. П. Смирнов, Н. А. Баскаков, В. Д. Димитриев, В. Г. Егоров, П. В. Денисов, Д. М. Исхаков, Н. Ф. Катанов, В. Ф. Каховский, А. П. Ковалевский, И. Коев, Р. Г. Кузеев, С. Е. Малов, Н. Н. Поппе, А. Рона-Таш, Б. А. Серебренников, А. А. Трофимов, М. Р. Федотов, Н. И. Егоров, В. П. Иванов и др.), хотя придерживаются они различных гипотез о болгаро-тюркской преемственности. Найдено также множество доказательств древних связей предков чувашей с индо-иранским культурным ареалом;

2) сторонники другой концепции считают, что основу чувашского этноса составило финно-угорское (марийское) население, испытавшее сильное культурное, особенно языковое, влияние болгар (Н. И. Воробьев, Н. М. Карамзин, В. В. Радлов, Н. А. Фирсов и др.);

3) казанские ученые М. З. Закиев, А. Х. Халиков, Н. Н. Старостин и др. выдвинули гипотезу о доболгарской тюркизации средневолжского региона, о начале формирования чувашского этноса на основе тюркоязычных носителей культуры писеральско-андреевских курганов II–III вв. н.э. В разное время появлялись различные другие гипотезы, в т.ч. о происхождении чувашей от гуннов (В. В. Бартольд), от шумеров (Н. Я. Марр) и т.д.

Этнографические группы чуваш:

1) вирьял, или тури (верховые). Одна из этнографических групп чувашского народа, расселенная в северных районах республики. Как часть группы или подгруппы встречаются среди анат енчи, анатри, а также в диаспоре (Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан, Татарстан). Образование связано с социально-экономическими, политическими изменениями жизни народов Среднего Поволжья и России в целом в историческом прошлом, а начало процесса возникновения восходит к периоду Волжской Болгарии. Вирьял от низовых и средненизовых отличаются своими специфическими особенностями (говором – оканьем, народным устным творчеством, костюмом, музыкальным фольклором и т. д.). Народная культура, включая обряды, древние верования, ближе к горным мари (Республик Марий Эл), основой своей относится к угро-финнскому пласту, но в то же время прослеживаются в ней древние суваро-болгарские элементы. Из среды вирьял еще в XVIII в. вышел ученый и просветитель Е. И. Рожанский, в начале XIX в. – историк, этнограф и писатель С. М. Михайлов-Яндуш, первый профессор из чуваш Н. В. Никольский. В жизни нации народная культура вирьял, как и анатри и анат енчи, выступает с богатым арсеналом. Их диалект, являясь в своем развитии историческим феноменом, способствует обогащению литературного языка. Во второй половине 20 в. идет постепенный процесс исчезновения диалекта.

2) анатри (низовые). Отличаются своими специфическими особенностями: говором – уканьем, народным костюмом, музыкальным фольклором, устным народным творчеством, обрядами и т.д. Анатри расселены на юге и юго-востоке Чувашской Республики и в диаспоре – различные республики и области Российской Федерации и СНГ. Основными факторами образования анатри явились социально-экономические и политические изменения как в Чувашском крае, так и в Российской империи. Главными причинами оказались бегство от насильственной христианизации и поиски плодородных земель (16-18 вв.). Среди низовых есть так называемые местные (закамские) т.е. не подвергшиеся большим процессам миграции. На их территории встречаются «островки» вирьял, анат енчи, а также подгруппы анатри. Понятие «анатри» связано не столько с георгафическим разделением, сколько с типом людей, их характером, разновидностью культуры и истории. Как термин «анатри» закрепилось в начале 20 в. Язык анатри лег в основу чувашского литературного языка, разработанного создателями новой чувашской письменности (И. Я. Яковлев, В. А. Белилин, С. Н. Тимрясов, А. В. Рекеев, Д. Ф. Филимонов). На территории анатри сохранились древние памятники чувашского рунического письма, произведения малой и монументальной скульптуры. Среди некрещеных чувашей Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей по сей день живут традиции древней религии – следы зороастризма.

3) анат енчи (средненизовые). Расселены на севере и северо-востоке Чувашии, встречаются также в Республике Башкортостан и Республике Татарстан, Ульяновской, Оренбургской областях, больше всего в Пензенской, Самарской и Саратовской областях. Исследование диалекта языка остается проблемным: одни считают, что говор средненизовых чувашей является самостоятельным, а по мнению других - переходным между диалектами вирьял и анатри. Вместе с тем фольклор, особенно народное искусство, свидетельствует, что у средненизовых чувашей сохранились древние формы культуры: народный костюм, датируемый 18 в., сложные нагрудные украшения. Археологические и исторические памятники (надгробия, украшения, кольца) подтверждают, что анат енчи даже в 17-18 вв. пользовались руническими письменами и на высоком уровне стоял такой редкий вид искусства, как ювелирная чеканка по цветному металлу. Процесс стирания диалекта анат енчи идет намного быстрее, чем говор верховых. Народное искусство, музыкальное творчество, фольклор, хореография, являясь древним наследием народа, служат богатым арсеналом для развития современной культуры.

Чувашский язык, относящийся к болгарской группе тюркских языков, состоит из двух взаимопонимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий). На разных этапах своего развития болгаро-чувашский язык входил в контакты со многими языками различных семей, что отразилось в лексическом составе современного языка. Древние предки чуваш пользовались руническим письмом. Старочувашская письменность на основе русской графики и профессиональная чувашская литература восходят к середине 18 в. (на чувашском языке первая печатная продукция появилась в 1758, первые чувашские торжественные оды – в 1760-е гг.). Чувашская письменность новая, также на русской графике, была создана И. Я. Яковлевым в 1871 на основе низового диалекта. Буржуазные реформы 2-й пол. 19 в. подготовили условия для книгоиздания на национальном языке, развития литературного языка, подготовки учительских кадров. Просветительская деятельность И. Я. Яковлева, введение системы Н.И.Ильминского в школьное обучение, церковные проповеди на чувашском языке привели к появлению во 2-й пол. 19 – нач. 20 в. чувашской национальной элиты (в кон. 17 в. была ликвидирована чувашская феодальная верхушка) в лице интеллигенции и купечества. В нач. 20 в. в различных формах развивается Чувашское национальное движение, направленное против неравноправного положения чуваш в политико-правовом, национально-культурном, языковом и религиозных отношениях. Чувашской интеллигенцией, выступавшей на позициях национально-культурной автономии, была создана газета "Хыпар" (1906), Чувашское национальное общество (1917) и др. общественные организации. Использование чувашского языка в качестве государственного, коренизация административно-управленческого аппарата в республике, создание сети национальных педагогических техникумов, развитие чувашской прессы, издательской деятельности в регионах компактного проживания чувашской диаспоры имели место в 1920–30-е гг.

В конце 19–нач. 20 в. функционировали казанские и симбирские центры чувашской национальной культуры. После образования республики в столице Чувашии Чебоксарах на государственной основе создаются учреждения образования, культуры, науки, средства массовой информации. В условиях административно-командной системы применение чувашского языка в сфере государственного обращения сужалось, проявление интереса к культуре и обычаям народа подавлялось, традиционные нормы жизни вытеснялись и размывались. Без национальных учебных заведений и печатных изданий осталась чувашская диаспора, связи с которой у республики ослабли, развитие общей национальной культуры чуваш было затруднено в течение десятилетий.

Традиционным общераспространенным занятием чуваш было пашенное земледелие. Основные культуры возделывания – рожь, овес, ячмень, полба, просо, лен, конопля и др. Севооборот был двухполевым и трехполевым в прошлом, многополевым – в настоящее время. Исстари занимались хмелеводством. Составной частью хозяйственного комплекса являлось животноводство. Разводили главным образом лошадей, коров, овец, домашнюю птицу, свиней. Традиционными видами занятий были также пчеловодство (в старину бортничество), охота (сунар), рыбная ловля, переработка продуктов сельского хозяйства, изготовление одежды, орудий труда, предметов домашнего обихода, транспортных средств. До 17 в. среди чувашей имелись специалисты кузнецы и ювелиры, пока царское правительство не запретило им обработку металла. В 19-нач. 20 в. чуваши были заняты различными промыслами – лесными, деревообрабатывающим, гончарным, кулеткачеством и др.

Демократизация общественно-политичсекой жизни в конце 1980-х – 90-е гг. создала предпосылки для сохранения и развития языка, самобытной культуры чуваш, возобновления чувашской прессы в районах проживания диаспоры, возникновения национально-культурных центров (НКЦ). Чувашский язык укрепил свои позиции, получив статус государственного (Закон Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" принят в 2003 г.) Образовались общественные объединения – Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ, образован в 1989 г.), Чувашский национальный конгресс (ЧНК, образован в 1992), регионально-культурные центры в Башкортостане, Татарстане, Самарской, Тюменской, Ульяновской и др. областях, городские и сельские НКЦ.

В период Казанского ханства и до XVIII в. в составе России чуваши принадлежали к разряду ясачного населения, отчасти служилых людей, с XVIII в. являлись государственными и удельными крестьянами. Патриархально-родовые и общинные традиции бытовали у них длительное время. Сельская община имела хозяйственные и фискальные функции, была органом самоуправления. Действовало обычное право. На сельском сходе право голоса имели мужчины – главы семейств. Основной хозяйствующей единицей в XIX в. была двухпоколенная моногамная семья (многоженство исчезло после обращения чуваш в христианство). Семейные торжества и церемонии связаны с основными моментами жизни человека – родинами, свадьбой, похоронами – и календарной обрядностью. Бытовала родственная и соседская взаимопомощь. Общественный характер имело проведение общесельских молений, досуга. Праздники и обряды охватывали все сферы жизни, тесно связаны с земледелием, животноводством, религиозными воззрениями, культами. Важнейшие праздники и обряды годового цикла подразделяются на весенне-летние и осенне-зимние, переплетаются с христианскими. Специфические черты народного быта продолжают существовать (caварни, мaн кун, акатуй, cимeк, уяв и т.д.). Чуваши исполняют также православные и светские обряды.

Патронимические семьи – группы родственников по мужской линии – образовывали отдельные гнезда (тавраш) или околоток (кас) деревни ял, являвшейся основным типом поселений. Строительство в деревнях церквей привело к образованию сел. Жилищем служила пyрт, cурт – одно- или двухсрубная изба, располагавшаяся в середине двора. После введения в XIX в. уличного плана избу стали обращать фасадом на улицу. В начале XX в. распространились современные архитектурные украшения. В степной зоне имели место саманные дома, редко встречались постройки земляночного типа. В течение XX в. традиционное жилище модифицировалось.

Народная одежда чуваш со 2-й пол. XIX в. подверглась трансформации, которая продолжалась в XX в. Признаки трех этнографических комплексов – тури (верховой), анат енчи (средненизовой) и анатри (низовой) – сохранены в современном женском народном костюме, функционирующем в качестве обрядового и сценического. В основе народной одежды – вышитая туникообразная рубашка из белого холста, выполненная в технике шитья серебром и бисером головные уборы, шейные, нагрудные, наспинные украшения, узорнотканные пояса, вышитые полотенчатые уборы и повязки. В традиционной пище, разнообразной по набору, преобладают растительные продукты; мясные кушанья, потреблявшиеся реже, были обязательными компонентами обрядовой пищи. В культуре питания выделяются традиции. Национальная кухня и блюда – реальные черты современного образа жизни чуваш. Основные виды традиционного народного творчества – изобразительное искусство, музыка, поэзия, хореография, в обрядовой культуре имеются элементы театра. Изобразительное искусство представлено вышивкой, узорным ткачеством, шитьем бисером и монетами, резьбой по дереву, плетением, культовой пластикой. Музыкально-поэтическое творчество находит свое выражение в песнях юрa (весьма богатых жанровыми разновидностями), припевках такмак, балладах пейeт. Существенными особенностями поэтики народной песни является образный параллелизм и афористическая краткосюжетность. Развиты прозаические жанры: мифы, легенды, предания, сказки. Несколько десятков видов включает комплекс национальных музыкальных инструментов. Традиционные виды искусства сегодня развиваются народными мастерами и фольклорными исполнителями.

Традиционные верования чуваш связывают с древней мировой религией – зороастризмом, с которым их сближают ярко выраженный дуализм, названия многих божеств, культов, космогония и т.д. В обрядовой системе важнейшими компонентами являются жертвоприношения и моления. Выделяются три уровня совершения обрядов: общественные, семейно-родовые, индивидуальные. Организаторами ритуальных церемоний были предводители обрядов – старцы. Сакраментальные обряды, тесно переплетенные с христианским, продолжают функционировать. Основная масса верующих чувашей – православные (с сер. XVIII в.), имеются приверженцы древней чувашской религии.

В целом культуру чуваш ученые связывают как с тюркским миром, так и с древней культурой народов Передней Азии. Она развивалась в конкретных исторических условиях, отражает синтез разнородных традиций, среду обитания и т.д. Культура чуваш монолитная и древняя. Чуваши являются нацией с развитой литературой и профессиональным искусством.

Лит.: Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Вып. 1–17. Ч., 1928–1950; Илюхин Ю. А. Музыкальная культура Чувашии. Ч., 1961; Сироткин М. Я. Чувашский фольклор. Ч., 1965; Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. Ч., 1965; История Чувашской АССР. Т. 1. Ч., 1983; Трофимов А. А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993; Культура чувашского края. Ч. 1. Ч., 1994; Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. Ч., 1994; Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1 и 2. Ч., 1956, 1970; Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Ч., 1993; Иванов В. П. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. М., 2000.

Летописи, заметки и высказывания о Чувашии и чувашах

Книги из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республик после 1993 года >>>